THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Библейская мудрость

Буква убивает, дух же животворит.

Девы мудрые и девы неразумные

библейская притча

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик:

Вот, жених идёт, выходите навстречу ему.

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым:

Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали:

Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят:

Господи! Господи! отвори нам.

Он же сказал им в ответ:

Истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий.

Вам так же могут понравиться эти притчи:

Смоковница
Рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: …

Притча о десяти девах — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Матфея

"Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий"

(Мф.25:1-13)

Свое второе пришествие Христос изобразил здесь под хорошо известным евреям образом пришествия жениха в дом невесты во время ритуала бракосочетания. По древнему восточному обычаю, после сговора, жених отправляется в сопровождении родных и друзей в дом невесты, которая ждет его в лучшем наряде, окруженная подругами. Свадебное торжество происходило, обычно, ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками и, так как время прибытия жениха не бывало точно известно, ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит. Невеста, с лицом закрытым густой вуалью, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха. Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились «благословения» в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.

Художник Friedrich Wilhelm Schadow

Брачный пир символизирует в этой притче Царство Небесное, где верующие будут соединены с Господом в блаженной вечной жизни. Ожидание жениха означает всю земную жизнь человека, цель которой состоит в приготовлении себя к встрече с Господом. Затворенные двери брачного чертога, не допустившие опоздавших к жениху, означают смерть человеческую, после которой нет уже покаяния и исправления.

The Wise Virgins (Les vierges sages) Художник James Tissot

По объяснению Святителя Иоанна Златоуста, Христос вывел входящих в Царство Небесное верующих под образом дев, превознося этим девство - не только целомудрие телесное, но, главным образом, духовное, истинное исповедание Христианской Веры и жизни по Вере, в противоположность ереси, богоборчеству и небрежению в отношении спасения своей души. «Светильником, - говорит Святитель Иоанн Златоуст, - Христос называет здесь дар девства, чистоту святости, а елеем - человеколюбие, милосердие, помощь бедным». Елей в Священном Писании, обыкновенно, служит образом Святого Духа и в этой притче горящий елей означает духовное горение верующих, облагодатствованных Святым Духом Божиим, сообщающим им Свои богатые дары: веру, любовь, милосердие и прочие, выражающиеся в Христианской жизни верующих, в частности, в любви и помощи ближним. Ясно и убедительно объясняет притчу о десяти девах великий праведник Преподобный Серафим Саровский. Основная мысль Преподобного Серафима заключается в понимании цели христианской жизни, как «стяжания благодати Всесвятого Духа», которую он выразил в замечательной беседе с купцом Н. Мотовиловым.

Художник Jacopo Tintoretto

«В притче о мудрых и юродивых девах, - говорит Преподобный Серафим своему собеседнику, - когда у юродивых не достало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь, девство наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой, само по себе, всех прочих добродетелей...

Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия не доставало. Творя добродетель, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят, благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Иной есть путь. кажущийся благим в начале, но концы его - во дно адово».

Художник Francken, Hieronymus the Younger - Parable of the Wise and Foolish Virgins 1616

Не всякое «доброе дело», по учению Преподобного Серафима, имеет духовную ценность, но ценны только те «добрые дела», которые совершаются во имя Христа. На самом деле, легко себе представить (и это часто бывает), что добрые дела совершают люди неверующие. Но про них Апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3).

Далее, чтобы разъяснить свою мысль об истинном добре, Преподобный Серафим говорит: «Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая - собственная своя, человеческая, т.е., если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.

Художник Friedrich Wilhelm Schadow

Вторая - собственная наша воля, научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и как враг, научает творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же - воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего.

Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого не доставало у юродивых дев... За то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо «Святым Духом всяка душа живится»... Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевшие, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться во время, ибо двери уже затворены».

Мудрые и неразумные девы Художник Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813

Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и, потому, созвучная Небесному Царству. Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», - учит Преподобный Исаак Сирии.

Ни формальная вера, без жизни по заповедам Христа (Лк. 6: 46; Иак. 1: 22; Рим. 2: 13), ни пророчества именем Христа или многие чудеса, творимые Его Именем, как видно из слов Спасителя (Мф. 7: 21-23), недостаточны для наследования Царства Небесного. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его», - говорит Апостол Павел (Рим. 8: 9) и таким естественно будет услышать слова Сына Божия: «Истинно говорю вам, не знаю вас» (Мф. 25: 12)

Весь материал взят из открытых источников

Спрашивает арсен
Отвечает Александра Ланц, 16.12.2012


Вопрос: "в книге Матфея, в 25главе Иисус рассказывает притчу о 10 девах. Что подразумевается под маслом в светильниках? Что является маслом для нас в сегодняшние дни?"

Мир вам, Арсен!

Чтобы не ошибиться в толковании символического значения "масла", давайте рассмотрим его на фоне двух других слов, которые непосредственно связаны с ним:

СВЕТИЛЬНИК
СОСУДЫ СВОИ
МАСЛО


Зная, что Иисус рассказывал эту притчу иудеям, которые выросли на словах и символах Торы и Пророков , мы должны искать толкование именно там.

Что мы видим относительно "светильника "?

...заповедь есть светильник , и наставление - свет , и назидательные поучения - путь к жизни...

Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей.

Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.

Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.


Светильник может толковаться, как 1) Слово Бога и 2) длящаяся во времени жизнь человека.

Теперь посмотрим, что может подразумеваться под словами "сосуды свои ". Слово «сосуд» употребляется в Торе и Пророках в нескольких значениях. Для понимая смысла притчи самое подходящее из них - это когда под «сосудом» мы понимаем «самого человека».

Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый...

"Неужели этот человек, Иехония, есть создание презренное, отверженное? или он - сосуд непотребный? за что они выброшены - он и племя его, и брошены в страну, которой не знали?"

Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику : "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"

Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою , изделием рук горшечника !

Но ныне, Господи, Ты - Отец наш; мы - глина , а Ты - образователь наш, и все мы - дело руки Твоей.

Вот теперь мы можем попробовать определить, символом чего является "масло ".

Во-первых, оно поддерживает горение "светильника ", который есть Слово Божие = жизнь человека, и, во-вторых, оно может находиться внутри человека, и должно находиться там, чтобы человек мог спастись.

В Библии у слова «масло» есть также синоним - это слово «елей». Он изготовлялся из маслин. Давайте посмотрим, где и как встречаются оба эти слова. Мы увидим, что елей (масло) всегда встречается в одном и том же окружении:

ЕЛЕЙ, ВИНОГРАДНОЕ ВИНО, ХЛЕБ


И все Иудеи стали приносить десятины хлеба , вина и масла в кладовые.

Иоил.1:10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб , высох виноградный сок , завяла маслина .

и земля услышит хлеб и вино и елей ; а сии услышат Изреель.

Иоил.2:19 ...вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей , и будете насыщаться ими...

Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба , начатки их, которые они дают Господу...


Давайте вспомним слова апостола Павла:
"Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое ; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови ; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет " ().

Хлеб и кровь Христа - возвещение смерти для греха и жизни для праведности.

Что же тогда - "масло "?

Снова обращаемся к Торе и Пророкам и у пророка Захарии находим ясное объяснение того, каков символический смысл масла, заливаемого в светильник.

И возвратился тот Ангел... И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим , говорит Господь Саваоф.

Светильник - это Слово Бога. Масло (елей) - это Святой Дух Божий.

Такое толкование полностью укладывается в такие слова апостолов, как например...

Впрочем, помазание , которое вы получили от Него, в вас пребывает , и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши .

и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом , Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.


А вот слова Самого Иисуса:
Утешитель же, Дух Святый , Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам .

Подводя итог, видим такую картину:

Светильник - Слово Божие и жизнь человека.
Свой сосуд - сам человек
Масло - Святой Дух Божий.

С уважением,

Саша

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

«А что, Дух Святой продается и покупается?»

Притча о десяти девах

Христос часто использовал язык притчи, чтобы через понятные всем
примеры донести до слушателей труднопонимаемые духовные истины.
Но их можно похоронить под многословием буквального толкования.
Следует помнить, что ни одна деталь или земная сценка, положенные
в основу притчи, не могут быть полной аналогией для духовного вывода.
Например, притча о десяти девах.

Начинаются вопросы:

а) А почему 10 дев, а не одна или две, как у наших невест?

б) Кто эти девы у Церкви? Переберут и родственные религиозные
течения, и философские направления, и ничего из этого не выйдет.

в) Кто кричал «Вот, жених идёт!?»

г) Чей крик возвестит о 2-м Пришествии Христа? Переберут всех воз-
можных кандидатов, но опять ни к чему не придут.

д) Почему девы, а не невеста встречают жениха?

Так можно похоронить под многословием главную мысль притчи
«Бодрствуйте». Но притча как раз и адресована церкви. Да и кто за её
пределами знает такие библейские слова: «Светильник Господень - дух
человека» (Пр. Сол. 20:27)?

«Ты возжигаешь светильник мой, Господи» (Пс. 176129)..

Только рождённые свыше. Дух человека, как светильник, погас при гре-
хопадении Адама. Таким, погасшим, он и передаётся из поколения в по-
коление. Но когда Дух Господень прикасается к нему и возжигает его --
это момент возрождения. Масло символизирует Духа Святого. И в этом
Христианство единомышленно. Стоит Духу Святому оставить человека -
светильник его духовной жизни гаснет.

Но если так, то как можно говорить о продающих и покупающих? Ры-
ночная терминология звучит как-то кощунственно, если речь идёт о Духе
Святом. И поневоле вспоминается Симон-волхв, который предлагал Апо-
столам деньги за возможность иметь Духа Святого и давать его другим.
Приговор был жестоким: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою»
СД. Ап. 8:20) Почему же Иисус не обошёлся в притче без слов «купите
у продающих», ведь Он мог предвидеть нашу, озадаченность? Но Он знал,
что говорил, чтобы мы учились думать, не убегали от всяких почему?
Зачем?

Господь нигде в Писании не осуждал нормальную торговлю. Её прин-
цип: нужно что-то отдать, чтобы что-то получить. Не обязательно деньги.
И этот принцип действует в видимом и не видимом мирах. А как без него
можно понять и объяснить некоторые стихи Библии? «Купи истину
и не продавай разум» (Пр. 23:23). Путь к истине всегда труден и требует
издержек: «Грызть гранит» духовной науки.

Отдавать этому силы и время.

Жертвовать порою отдыхом и сном.

Это и умственное напряжение и усталость.

И многие молитвы.

Это и многое другое будет платой за познанную Истину. И ещё; «Со-
ветую купить у Меня золото огнём очищенное (высшей пробы), чтобы
тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться» (Откр. 3:18).

Драгоценные крупицы опыта, чистого знания и праведность во что-то
обходятся человеку. За это приходится чем-то платить: проходить огонь
искушений и испытаний, «сквозь строй», где опускаются на твои плечи
удары по самолюбию и себялюбию. Это и посты, и бдения. В итоге мы
становимся духовно зажиточнее и чище душой.

Если хотим быть всегда в хорошем настроении, плодоносными, и име-
ющими успех, то 1 Псалом расскажет нам, что следует отдать за это. Если
хотим духовно расти - не нужно жалеть времени для Священного писа-
ния (1 Пет. 2:2). А если хотим, чтобы нас любил Сам Бог, то услышим о не-
обходимости усилий: «Достигайте любви» (I Кор. 14:1), «Кто любит Меня,
тот возлюблен будет Отцом Моим. (Иоан. 14:21)

Но вернёмся к притче. Что же нужно отдать нам, чтобы Дух Святой
наполнял нас?

«Покайтесь, да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа
для прощения грехов - и получите дар Святого Духа» (Д. Ап. 2:38). Это
первый шаг.

«Получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14).

«Даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11:13).

«Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Д. Ап. 5:32).

«Не мерою даёт Бог Духа» (Иоанн. 3:34).

«Исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18-20).

«В нашей жизни самое прекрасное не ценою денег покупается». Затем
требуется верное отношение к Небесному Гостю, который через угашение,
оскорбление и хулу может оставить человека, и светильник его духа по-
гаснет. А скоро раздастся крик:

«Вот жених идет, выходите навстречу Ему!»

О десяти девах - одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Матфея
"Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Friedrich Wilhelm Schadow

Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий"
(Мф.25:1-13)

Свое второе пришествие Христос изобразил здесь под хорошо известным евреям образом пришествия жениха в дом невесты во время ритуала бракосочетания. По древнему восточному обычаю, после сговора, жених отправляется в сопровождении родных и друзей в дом невесты, которая ждет его в лучшем наряде, окруженная подругами. Свадебное торжество происходило, обычно, ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками и, так как время прибытия жениха не бывало точно известно, ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит. Невеста, с лицом закрытым густой вуалью, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха. Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились «благословения» в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.
Friedrich Wilhelm Schadow

Брачный пир символизирует в этой притче Царство Небесное, где верующие будут соединены с Господом в блаженной вечной жизни. Ожидание жениха означает всю земную жизнь человека, цель которой состоит в приготовлении себя к встрече с Господом. Затворенные двери брачного чертога, не допустившие опоздавших к жениху, означают смерть человеческую, после которой нет уже покаяния и исправления.
The Wise Virgins (Les vierges sages) James Tissot


По объяснению Святителя Иоанна Златоуста, Христос вывел входящих в Царство Небесное верующих под образом дев, превознося этим девство - не только целомудрие телесное, но, главным образом, духовное, истинное исповедание Христианской Веры и жизни по Вере, в противоположность ереси, богоборчеству и небрежению в отношении спасения своей души. «Светильником, - говорит Святитель Иоанн Златоуст, - Христос называет здесь дар девства, чистоту святости, а елеем - человеколюбие, милосердие, помощь бедным». Елей в Священном Писании, обыкновенно, служит образом Святого Духа и в этой притче горящий елей означает духовное горение верующих, облагодатствованных Святым Духом Божиим, сообщающим им Свои богатые дары: веру, любовь, милосердие и прочие, выражающиеся в Христианской жизни верующих, в частности, в любви и помощи ближним. Ясно и убедительно объясняет притчу о десяти девах великий праведник Преподобный Серафим Саровский. Основная мысль Преподобного Серафима заключается в понимании цели христианской жизни, как «стяжания благодати Всесвятого Духа», которую он выразил в замечательной беседе с купцом Н. Мотовиловым.
Jacopo Tintoretto


«В притче о мудрых и юродивых девах, - говорит Преподобный Серафим своему собеседнику, - когда у юродивых не достало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь, девство наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой, само по себе, всех прочих добродетелей...
Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия не доставало. Творя добродетель, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят, благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Иной есть путь. кажущийся благим в начале, но концы его - во дно адово».
Francken, Hieronymus the Younger - Parable of the Wise and Foolish Virgins 1616


Не всякое «доброе дело», по учению Преподобного Серафима, имеет духовную ценность, но ценны только те «добрые дела», которые совершаются во имя Христа. На самом деле, легко себе представить (и это часто бывает), что добрые дела совершают люди неверующие. Но про них Апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3).

Далее, чтобы разъяснить свою мысль об истинном добре, Преподобный Серафим говорит: «Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая - собственная своя, человеческая, т.е., если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.
Friedrich Wilhelm Schadow


Вторая - собственная наша воля, научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и как враг, научает творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же - воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего.

Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого не доставало у юродивых дев... За то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо «Святым Духом всяка душа живится»... Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевшие, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться во время, ибо двери уже затворены».
Мудрые и неразумные девы Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813


Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и, потому, созвучная Небесному Царству. Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», - учит Преподобный Исаак Сирии.
Ни формальная вера, без жизни по заповедам Христа (Лк. 6: 46; Иак. 1: 22; Рим. 2: 13), ни пророчества именем Христа или многие чудеса, творимые Его Именем, как видно из слов Спасителя (Мф. 7: 21-23), недостаточны для наследования Царства Небесного. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его», - говорит Апостол Павел (Рим. 8: 9) и таким естественно будет услышать слова Сына Божия: «Истинно говорю вам, не знаю вас» (Мф. 25: 12)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама