THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

01.03.15 г. Сегодня у малышей Елены Павловны Сафоновой продолжение урока о христианских символах.

Дети познакомились с виноградной лозой - символом Христа и христианской веры.

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая.

Спелые гроздья были символом многих христианских мучеников. Символ виноградной лозы и сегодня украшает в православных храмах иконостасы, настенные росписи и является одним из наиболее известных изображений на самых древних христианских православных храмах. Православная христианская традиция считает символ виноградной грозди символом единения Бога с человеком. Надо ли напоминать, что вино в христианстве символизирует кровь Христа, и виноград встречается часто на страницах Евангелия, как символ принадлежности человека Богу. Хлеб и вино, взятые вместе соответствует “плоти и крови”.

Дети Воскресной школы часто причащаются и знают об этом. Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви. Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно.

Урок проводит Светлана Анатольевна Проваторова:


Для работы виноградной лозы нам понадобились простые материалы: трафареты листиков, бумажный шпагат, цветные салфетки, цветная бумага, клей ПВА и пастообразный клей МОМЕНТ (для лучшего приклеивания шпагата), одноразовая бумажная тарелочка для экспозиции.

Для лозы взяли бумажный шпагат. Скрутили из трех отрезков легкий жгутик. Кончики шпагата накрутили на карандаш и зубочистку - получились усики. С помощью трафарета обводили силуэт листика, вырезали из разных оттенков зеленого цвета. Получились - один листик спрятался в тени а другой на солнышке.

А из простых салфеток нарезали квадратики и аккуратно сформировали шарики (ладошками хорошо закруглить) - получились ягоды. Когда посмотрим на гроздь, то видим разные оттенки ягод. Такие ягоды получились и у нас.


Вот так постепенно рождается шедевр. Приклеиваем лозу, а затем ягодки, формируя гроздь. Все успеваем и отдохнуть, походить, и повеселиться, и помочь другу!!!


Приклеиваем листики, на которых нарисованы жилки. По центральным жилкам делаем изгиб, придаем естественный вид листка. Слегка прикрываем гроздь листиком.


Так... А теперь самое интересное! Некоторые дети уже закончили работу, что для других явился сигналом тревоги... скорей, скорей закончить... Но нет! Продолжаем терпеливо заканчивать работу. Все!!! Готово!!! ЗАГЛЯДЕНЬЕ, КАК КРАСИВО!!!


Надо же, дети сказали, что это ОНИ и ГОСПОДЬ. Значит, они понимают то, что делают. Они не просто мастерят, а задумываются над работой, что она собой представляет. ВОТ ВАМ ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ! Сколько, много интересного можно сделать.


Какой красивый наш стенд! Вот бы на выставку детские работы куда-нибудь представить.

Как всегда, в конце месяца мы поздравляем наших именинников с Днем Ангела!

Народные названия: виноград винный, виноград благородный.
Род: женский.
Планета: Луна.
Стихия: вода.
Боги: Дионис, Вакх, Гатор.
Магические силы: плодовитость, садовая магия, интеллектуальные силы, деньги, приворот.
Магическое использование: чтобы сад лучше плодоносил, на ограде нарисуйте гроздья винограда - так делали в древнем Риме. Употребление в пищу винограда и изюма повышает плодовитость и умственные способности.

Во время совершения магии, целью которой являются деньги, на алтарь кладут виноград.
Символ мудрости (in vino veritas).

Гроздь винограда – атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.

Виноград наделяют магической силой. В магии виноград играет очень важную роль. Его широко применяют в магических церемониях, ритуалах, используют в качестве талисмана. Талисман из листьев винограда помогает тем, кто страдает ипохондрией (впадает часто в тоску), а листья винограда способствуют повышению настроения. Космическое взаимодействие растения винограда способствует повышению жизнерадостности, придает уверенности в себе.

Виноград широко используется в любовной магии для приворотов. Для того, чтобы совершить ритуал приворота необходимо посадить виноград в саду того человека, которого привораживают. От развития винограда, будет влияние на приворот, то есть этот привороженный больше будет влюбляться. Данный приворот очень сильный и действенный, так утверждают все колдуны.

Если развесить по дому виноградные листья, то веселье обеспечено.

Если носить девять дней девять виноградных листьев, то через девять дней ожидается сюрприз.

Виноград – это символ плодородия и успеха, поэтому носитель амулета из винограда добьется финансовых успехов.

Виноградная Лоза.

Символ плодородия и жизни, Древа Жизни, а в некоторых традициях – Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза – лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания, должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос – истинная лоза, а последователи ветви ее. Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображеная вместе с фиговым деревом – мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

Сон, в котором человек видит, как он ест виноград, предвещает трудный период в его жизни. Однако трудности вашей жизни укрепят ваш дух и принесут неcравнимую ни с чем пользу.

Если в вашем сне вы видите виноградные грозди больших размеров либо их количество настолько велико, что виноградная лоза гнется до самой земли, то такое сновидение говорит о плодородии. В частности для молодой женщины такой сон может предвещать зачатие ребенка. В том случае если ваши интересы ориентированны на бизнес, такое сновидение может означать признание ваших заслуг окружающими. В общем значении большие грозди винограда увиденные в сновидении означают успех.

Редкие или гнилые грозди винограда в вашем сне могут свидетельствовать о том, что вам изменила удача, а правомерность ваших действий поставлена под сомнение.

Одним из самых древних символов плодородия, изобилия и богатства является виноград. У этого символа безупречная репутация, которую еще больше упрочило христианство. В христианской традиции виноградная гроздь символизирует духовную жизнь «на лозе», спасение и возрождение. Библия изображает виноградную лозу эмблемой земли Обетованной и знаком богоизбранного народа. Православная христианская традиция считает символ виноградной грозди символом единения Бога с человеком. Надо ли напоминать, что вино в христианстве символизирует кровь Христа, и виноград встречается часто на страницах Евангелия, как символ принадлежности человека Богу.
Виноград – это эмблема спасения и возрождения, именно потому изображение лозы характерно для орнаментальных композиций первых христианских гробниц. А потом и для церковных витражей. Еще одно значение винограда – истина. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1). Известно, что средневековая иконография изображала Христа приклонившим колени в винном прессе. Об этом же есть высказывание одного из отцов Церкви – Августина Блаженного, который уподобил Иисуса виноградной грозди, положенной под пресс, а сок, который вытекает из под пресса – суть гнев Господень. В православной символике виноградная лоза связана с особым видом креста – крестом «виноградной лозы». Спелые гроздья были символом многих христианских мучеников. Символ виноградной лозы и сегодня украшает в православных храмах иконостасы, настенные росписи и является одним из наиболее известных изображений на самых древних христианских православных храмах.
Символ камня олицетворяет собой Божью постройку, которой не страшны бури и ветры. Это есть символ Церкви Божьей. Православие определяет три наименования символа камня: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни». Все эти утверждения взяты из текстов Писания и согласуются со словами Божьими. И, если «камень основания» и «краеугольный камень» - это символы, относящиеся к самому Христу – то «живые камни» - это, безусловно, верующие, чтящие Бога Отца и Сына.
Такую символику часто можно встретить в православных храмах в Крыму. Интересно побывать там, тем более что отдых в частном секторе в Крыму можно получить по вполне приемлемым и небольшим ценам. Безусловно, символ камня в Православиии есть один из наиболее ярких и понятных для верующего, поскольку отображает суть самого Бога и Православной Церкви. Камень, именуемый иначе, как твердыня – наиболее достойный символ, отражающий силу Слова Божьего, Его церкви и самого спасителя. Сочетание камня и виноградной лозы в христианской символике несет собой емкое смысловое значение, представляя собой настоящее христианское таинство создания и развития Церкви Христа.

ВИНОГРАД - это заимствование из старославянского языка является калькой готского weinagards (wein «вино»,gards «город»). Первоначальное значение – "сад".

О винограде разными народами сложено десятки, если не сотни мифов и легенд – больше, чем о любом другом растении. Одна из самых популярных - Фракийская легенда: в одном из селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим.

Крестьян заинтересовали перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за ним. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать его

Древнеславянская легенда повествует, что запретным деревом из рая была не яблоня, а виноградный куст. Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка. Они утверждали, что именно Лада - богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток - сурью.

Говорила Легиня сребровласая:

в золотом котле Сурица варится,

ты возьми испей-испробуй Сурицы, но помни!

Первая чаша, дает силы,

изгоняет боли, усталость и немощь…

Вторая чаша, дает веселье и вечную молодость,

изгоняет гнетущую старость…

Третья чаша для людей лишняя,

она превращает человека в животное…»

«Сантии Веды Перуна».

В христианской культуре виноградная лоза являлась важным символом духовной жизни. В Ветхом Завете виноград символизировал Древо Жизни, а вино является символом союза, заключенного между Богом и человечеством после Потопа и обновленного Иисусом, который, дал людям в виде вина свою кровь, прежде чем пролить ее за людей на кресте. Виноградная лоза символизирует Христа, сказавшего: «Я есьмь Лоза, а вы ветви».

На Украину виноград пришел гораздо позже – во второй половине 17 века. Думается, именно поэтому собственно украинских мифов и легенд о нем практически нет, но в национальных традициях, обрядах виноград занимает весьма заметное и почетное место.

В представлении народа виноградный сок - это Божья кровь, виноградник – человечество, отдельная лоза - страна, виноградная кисть – это семья, а ягода - отдельный человек. Поэтому издавна на Украине к винограду было почтительное отношение: его лозу святили в Вербное воскресенье, рушниками - божниками с мотивами винограда украшали иконы. Виноградные косточки нельзя было бросать на землю, чтобы никто на них не наступил, верили, что он защищает людей от злых сил, дарует молодым любовь и брак, а скоту – плодовитость.

В народной культуре виноград символизирует семью, красоту и прочность семейной жизни, он является символом плодородия, благосостояния, богатства и трудолюбия. Дарует больным – здоровье, мужчинам – силу, женщинам – красоту. Сад- виноград - это жизненная нива, на которой муж – сеятель, а жена обязана растить, ухаживать за родословным деревом.

Из виноградной лозы плели свадебные венки, ее изображением украшали свадебные хлеба, рушники, чтоб в семье всегда были достаток и благополучие. Невесту по традиции обсыпали сушеным виноградом, орехами, зерном, чтоб у нее были дети. На Ивана Купала гадали по виноградной лозе: бросали ее в огонь, кто перепрыгнет через нее, у того скорая свадьба.

Давняя украинская поговорка гласит: «Ягода винная – еда дивная», но вырастить ее сможет не каждый, она требует большого трудолюбия. Об этом говорится в старинной украинской сказке «Лис и ленивый Нехайло».

Жила на винограднике лиса с лисятами. Пришел по весне туда хозяин по имени Нехайло, видит - выросла между лозами молодая трава. Почесал в затылке: ладно, завтра приду с серпом, всю траву срежу. Услышали это лисята, побежали к матери, торопят ее, надо скорее уходить, а то пропадут они все. Но лиса их успокоила, она давно живет здесь и хозяина этого хорошо знает, не надо им ничего бояться. Проходит неделя, другая. Пришел на виноградник Нехайло с серпом, а трава уже высокая, серпом не взять. Махнул он рукой, ладно, приду завтра с косой и всю траву выкошу. Снова побежали испуганные лисята к матери и снова она их успокоила.

Прошло пару месяцев, опять пришел Нехайло, уже с косой. Попробовал косить, а трава высокая, жесткая, никак не берет ее коса. Постоял, подумал Нехайло, а, ладно, сожгу весь сорняк. Рассказали лисята об этом матери. А вот сейчас убегаем, сказала старая лисица, уж это он это сделает.


Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир "иной" приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из "языческих" образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и "мира невидимого" было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ". Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

15 Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье,
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа -
Путь Небесный.

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие.Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.

Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, - птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени , выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля .

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о "печати Бога Живого" (Откр 7:2) и "новом имени побеждающему" (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы crisma (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель . (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).

Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos - ikhthus, "рыба". Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель , Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).

Изображение хризмы - постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы - эмблему журнала "Sourozh".

Все эти изображения - действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.

Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).

К таким образам относится также и якорь - символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Другой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом.

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.

Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости"



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама