THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

чудесный улов

(Лука, 5:1-11; Иоанн, 21:1-8)

(1) Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, (2) увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. (3) Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. (4) Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. (5) Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. (6) Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. (7) И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. (8) Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. (9) Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; (10) также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся, отныне будешь ловить человеков. (11) И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

(Лк. 5:1-11)

История искусства знает примеры иллюстрирования обоих рассказов о чудесном улове рыбы, происшедшем при вмешательстве Христа, - рассказа Луки и рассказа Иоанна. И если, по Луке, этот эпизод имел место в период общественного служения Христа, то, по Иоанну, этот эпизод произошел по Воскресении Христа и оказывается в таком случае одним из явлений воскрес­шего Христа. Рассмотрим обе версии.

По версии Иоанна, не часто встречающейся в искусстве, Иисус не в лодке, а стоит на берегу озера Геннисаретского (Моря Галилейского, что то же самое), в то время как Петр, «услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. (8) А другие ученики приплыли на лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою» (Ин. 21:7-8) (Боррасса, Дуччо).

Луис Боррасса. Петр, бросающийся в воду (1411-1413).

Терраса. Церковь Сан Педро.

В такой трактовке Чудесный улов становится похожим на сюжет Иисус, идущий по воде (Маловерие Петра. - Мф. 14:22- 36), с той, конечно, существенной разницей, что в иоанновской версии Чудесного улова Христос стоит на берегу, а у Матфея (в главе 14) он идет по морю.

Лодка во всех этих рассказах, как и в других «морских» сюжетах (см. ХРИСТОС УСМИРЯЕТ ВОЛНЫ ; ХРИСТОС, ИДУЩИЙ ПО ВОДЕ ), является символом Церкви, посредством которой можно спастись; сеть - христианское вероучение, а рыбы - люди («человеки»), обращенные в христианскую веру.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Рафаэль. Чудесный улов (1515-1516). Лондон. Национальная галерея. Шпалера, сотканная по этому эскизу и представляющая собою его зеркальное отражение, хранится в Ватикане.

Луис Боррасса. Петр, бросающийся в воду (1411-1413). Терраса. Церковь Сан Педро.

Дуччо. Явление Христа на берегу Тивериадского озера (1308-1311). Сиена. Музей собора.

© Александр МАЙКАПАР


«Призвание апостолов»
Фрагмент росписи арки Святых врат
Курской Коренной Пустыни

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вот и наступила в нашей жизни осень с ее дождями и холодными ветрами. И как в природе, так и во всем человеческом мире сейчас ощущается увядание самой жизни и глобальное похолодание человеческих сердец. В атмосфере нашего социального бытия сгущаются темные тучи. «Тайна беззакония», о которой говорит Священное Писание, открылась нам сегодня воочию. Святые Отцы, толкователи Апокалипсиса, писали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться описанные в нем события. И вот, нам открылась тайна о главном признаке скорого пришествия антихриста - «зверя, выходящего из моря», как называет его евангелист Иоанн Богослов. Этот признак - «начертание», которое перед его приходом к власти будут накладывать людям на руку или на лоб. Это начертание является личным номером человека , цифровым кодом, данным ему антихристом в качестве нового имени… Сейчас функцию начертания несет УЭК - универсальная электронная карта. И пока этот код доступа к купле-продаже у людей будет в руке , а потом, как и предсказано, - на руке . И вот тогда начнется несанкционированный доступ к душе человека и, как следствие, - утрата духовной свободы, утрата образа Божия в человеке.

Православных людей выталкивают на обочину жизни за то, что они не принимают новых паспортов с антихристовой символикой,



не берут карточки пенсионного страхования, т.е. страховой номер индивидуального лицевого счета - СНИЛС, и протестуют против универсальной электронной карты. Потому что все это по своим свойствам и функциям подобно начертанию антихриста . Святейший Патриарх и многие архипастыри Русской Православной Церкви настоятельно просят у правительства дать нам альтернативу новым электронным документам, закрепить в федеральном законодательстве конкретные положения о функционировании традиционной системы учета данных и традиционных документов для граждан, не приемлющих по религиозным и иным убеждениям использование новых электронных технологий тотального контроля и управления человеческой личностью. Но призывы эти пока наталкиваются на глухую стену.

Затяжные войны и военные слухи, о которых говорил Господь Своим ученикам, открывая им признаки кончины мира, уже вовсю идут и охватывают все больше и больше нашу увядающую от человеческих грехов землю. Осеннее печальное настроение достигло и многих из нас с вами, церковных людей. Высохли цветы нашей детской веры и верности Слову Божию. И глядим мы уныло на свою перспективу, ибо забываем о смысле и цели земной жизни . А лжебогословы в эту духовно-ненастную пору своими идеями «толерантности», терпимости ко лжи других религий и оскорблениям Церкви, своими советами не бояться принимать электронные карты налетели, как осенние вихри, и срывают с простого народа последнюю листву доверия к тем, кому попущена власть. Люди протягивают свои руки, похожие на тонкие голые ветви кустов, в надежде на помощь духовную, а получают вместо этого советы слушаться безбожных властителей и при этом соблюдать дисциплину концлагеря, в котором все окончится не просто увяданием, а полным умиранием образа и подобия Божия в человеке! Незаметно для нас самих нас делают соучастниками построения рабовладельческого общества нового уровня, более страшного, которое будет угнетать всего человека: его дух, душу и тело. Безотрадная перспектива и мрачная картина…

Но все же и осенью бывают солнечные дни, нет-нет, да и проглянет солнышко. Как говорит пословица: «Весна да осень - на дню погод восемь» . Хочется верить, что есть еще в нашем церковном арсенале такие духовные силы, которые позволят нам видеть осень жизни другую, ту, которая «в багрянец и золото одетая», «очей очарованье», и которая, может быть, далеко не всегда солнечная, но всегда пронизанная благодатным светом веры Христовой, не подверженная осенним переменам погоды.

Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам, как усердные рыболовы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков и другие трудились всю ночь: ловили рыбу и ничего не поймали. Уже утром, уставшие и унылые от неудачи, они вышли на берег и вымывали сети. В это время Христос попросил разрешения войти в лодку Симона Петра и, слегка отплыв от берега, начал учить людей, во множестве собравшихся послушать Его проповедь о Царстве Небесном и о Боге Отце, Который любит людей и Сам заботится об их жизни. Рыбаки тоже внимательно слушали Иисуса Христа, но сердца их смущались недоумением: почему же Господь, любящий людей, в эту ночь не помог им, не послал хорошего улова? Они не могли тогда и представить себе, какой чудесный и богатый улов приготовил им Промысел Божий! Им не приходило на ум дать место действовать воле Божией. А для того чтобы действовал Бог, необходимо к Нему обращение, необходима смиренная, но неотступная молитва . Надежду на улов они возлагали всецело на свои силы, на свой многолетний опыт, то есть была такая самонадеянность, которая исключала возможность получать помощь от кого бы то ни было, в том числе и от Бога. Самонадеянность - это забвение Бога! Без Бога мы ничего не можем делать.

Но вот Спаситель закончил Свою проповедь и обратился к Петру: Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова (Лк. 5, 4). Петр как опытный рыболов знал, что не время сейчас для ловли рыбы, и невольно воскликнул: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали! (Там же, 5). «К чему делать новую попытку?!» Он с удивлением смотрит на Христа и вдруг ощущает в Нем такую внутреннюю силу, такое присутствие Божественной власти, которой надо просто и безусловно подчиниться. И Петр, недолго думая, восклицает: Но по слову Твоему закину сеть! (Там же). И вот, отплыв на глубину и закинув сети, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорвалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова <…> И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне ты будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за ним (Там же, 7-11).

И оставили все и последовали за Христом. Они оставили богатый улов и ушли от привычной своей жизни в неведомый им путь. Удивительное дело и удивительные люди эти простые рыбаки! Главное средство их существования, их основная работа оказалась для них менее важной, чем следование за Христом. А как же их семьи, их дети? Неужели они вот так просто взяли и ушли из дома, не позаботившись о родных? Ведь у Петра в это время теща лежала в горячке, и отец его, глубокий старец Иона, еле двигался, и было двое детей - все они, значит, остались на попечении его супруги? И выходит, что они лишились кормильца из-за того, что Христос привлек его Своей проповедью о Царствии Небесном? Петр поверил Господу. Поверил в то, что тот, кто будет прежде всего искать Царства Небесного и правды его, не будет нуждаться и все потребное для жизни приложится ему чудесным образом, подобно тому, как это было с чудесным уловом рыбы, потому что Бог Сам будет заботиться о нем и о его семье. Вот, дорогие братья и сестры, нам пример всецелого доверия Богу!

Не бойтесь, говорит нам Христос, остаться голодными, хотя и поголодать нам полезно: голоданием лечатся многие болезни, - бойтесь превратиться в животных, потерять свою человечность, а значит, и смысл своего существования. Храните в себе образ и подобие Божие, живите в правде и в свободе , ибо духовная свобода - это и есть образ Божий в человеке. Не теряйте ее ради хлеба и рыбы, ибо рыба и хлеб - пища временной жизни, а свобода нам дарит нетленную пищу и любовь ко Творцу . Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением, всею душою - и тогда Бог возлюбит не только тебя, но и тех, кто дорог тебе. Это Божий ответ на твой решительный выбор следовать за Христом.

Церковь Христова - это та самая лодка, из которой Христос продолжает учить о безконечной ценности Царства Небесного. Священнослужители, как апостолы, продолжают закидывать сети, призывают народ слушать слово Божие. И лодка наполняется, в Церковь приходят разные люди. За две тысячи лет так наполнилась, что вот-вот уже начнет тонуть. А Господу надо еще. Святыми людьми надо восполнить целую треть отошедших от Бога падших ангелов, соблазненных на Небе денницей. Но вот пришло наше время, когда лодка наконец-то должна приплыть к берегу Вечности. И кажется, что нет уже смысла закидывать сети - ибо все меньше и меньше попадается рыбы живой, все больше мертвая. Да и сети наши почти не пригодными стали - грязные, в тине и водорослях, кое-где порвались! А рыболовы?! Что с ними стало?! Профнепригодные! «Оскуде преподобный»!

Уже в 1920-е годы, во времена Святейшего Патриарха Тихона, верные Богу люди были свидетелями отступления от истиной Церкви и правды Христовой обновленческих пастырей и архипастырей , которые в угоду безбожным властям, из страха перед ними начали реформировать сам дух Православия. Образ жизни христианина и учение Церкви начали подстраивать под жизнь и учение мира сего, в котором Бог заменялся человеком. Антихристы того времени поманили народ «светлым будущим», в котором Царство Божие заменялось раем на земле. Но душа русского человека на такую жизнь, в которой попирается правда, то есть Бог, была не согласна. И тогда объявили кровавый террор. И духовный, и физический. Насилуя совесть ложным учением атеизма, власти добились того, что смутили простодушный народ, и началось массовое отступление от веры и от Царя, от устоев, на которых веками держалось наше Отечество. Царь был убит, но отступление от него совершалось еще долго, и даже до наших времен оно еще продолжается. А что такое отступление от Царя? Это отступление от Помазанника Божия! А кто такой Помазанник Божий? Это человек, которому Бог вручил власть над народом. И значит, отступление от Царя земного - это грубое, дерзкое нарушение воли Царя Небесного. И если люди внутренне восстали против Помазанника, значит они - нарушители заповеди Божией: Не прикасайтеся к помазанным Моим (1 Пар. 16, 22). Убийство Царя было совершено по замыслу богоубийц. Но и всякий, кто не воспрепятствовал этому или одобрял свержение законной монархии, становился богопротивником, и кровь Царя Николая II и святой Семьи его оказалась на нем. Кроме нынешних школьников, почти все прошли через кощунство поклонения мумии Ленина - убийцы Царя и православных людей. Многие соглашались с гнусной клеветой на святого Помазанника, подчинялись идеологии власти и работали на нее. Это не только позор для русской души, но и грех, смертный грех, в котором надо каяться…

После захвата власти большевиками совесть народа заглушили животным страхом. Это была невиданная в истории человечества физическая и духовная бойня православных христиан, осуществлявшаяся под контролем тайных мировых антихристианских сил, которые теперь присваивают нам личные номера. Террористы сели во главе духовно разрушенного государства и путем постоянной лжи стали господствовать над побежденным народом. Террористы и теперь правят во всем мире и «борются» с терроризмом. А нам с вами, братья и сестры, надо раскаяться в своих заблуждениях - очень страшных заблуждениях и ошибках, - и надо сесть в лодку Христову. Надо плыть дальше от греховного берега этой временной жизни, погибающей от богоубийц и цареубийц. И нам ничего не остается, как только трудиться всю ночь и весь день в поиске Царства Небесного и правды Божией, чтобы остаться вместе с Господом в лодке. Нам надо учиться жить в соответствии с Промыслом Божиим. Это значит, что мы обязаны знать конечные судьбы мира земного, о которых говорит нам Сам Христос из Своего Апокалипсиса, из этой книги, из последней словесной лодки, на которой мы и должны доплыть до берега Вечности.

Мы теперь вступаем в борьбу с сатаной и с антихристом, ибо их начертание, число имени зверя - три шестерки - теперь уже в действии. Нам приготовлены испытания, каких не было от создания мира. Подобно тому как Господь на Голгофе остался Один, покинутый всеми, кроме Матери и нескольких человек, а перед смертью вдруг почувствовал, что Сам Бог Отец Его оставляет и со Креста возопил: Боже мой, Боже мой, почто оставил Мя еси? (Мк. 15, 34). Каждый из нас тоже должен быть готов к этой оставленности , готов оказаться один на один со зверями, чтобы вытерпеть все до конца, но не отречься от Царства Небесного, от правды Его. А Господь нас ободряет: «Не бойтесь! Отныне надо верить в невероятное! Верить, что после трудов и всех неудач в этой жизни будет удача, будет великий улов - Царство Вечное!»

А земные удачи, хоть и редки, но они учат нас вере в Божию силу и в Промысел Божий, как это было с учениками Христа при чудесном рыбном улове. Явное Божие чудо открывает им истинную глубину Божией любви, и в их жизни совершается еще большее чудо - они становятся другими людьми: из простых рыбаков они делаются учителями вселенской Церкви Христовой.

И еще один урок из Евангелия: когда мы вспоминаем, что обе лодки наполнились таким множеством рыб, что начали тонуть, то приходит на ум, что не только житейские неудачи, но и удачи тоже могут потопить нашу лодку. Земной успех и позолоченные купола могут замаскировать духовную гибель, если человек не поймет и не захочет осуществлять свое истинное призвание - следовать по жизни только за Христом, а не за теми, кто убаюкивает нас словами о возрождении Церкви. И потому, глядя на нынешние духовные бедствия и неудачи в нашей стране, мы должны делать правильные выводы и не терять надежды. Ведь Господь нам сказал: «Кого люблю, того и наказую, чтобы исправился » (см.: Притч. 3, 12). Мы слишком долго доверяли тем, кто твердил о лояльности ко всем во имя мира и безопасности . Вспомните, что говорит по этому поводу апостол Павел, возмутивший фарисейскую самонадеянность : Когда будут говорить: «мир и безопасность », тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5, 3).

Мы должны научиться сегодня в самой глубине своих душ искренно благодарить Бога за все: и за удачи, и за неудачи, ибо со Христом в жизни земной нам все будет служить только на пользу. «Господи, я недостоин Твоих милостей, ибо я человек грешный!»(см.: Лк. 5, 8). Вот, дорогие братья и сестры, такова глубина осознания своего недостоинства у апостола Петра - он просит Самого Бога уйти от него за его недостоинство! Но Христос не уходит! На смирение человека Бог непостижимым образом отвечает Своим смирением и дарами милосердия. Христос не гнушается человеком - кающимся грешником, но Он гнушается самим грехом и теми, кто не кается. Как сказано в священных молитвах на Литургии: «не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние» . И даже тех, кто не кается, Он не забывает. Если мы не забудем Его, Он про нас не забудет , потому что мы - Его дети. Это самое главное, о чем нам надо помнить как о самом великом и радостном: Господь - наш Отец. Он нас так любит, что Его всемогущая рука ни на единое мгновение не оставляет нас, живущих ныне, в период осеннего увядания жизни нашего мира. Это Он одевает нас то в золото святости, очищенное огнем испытаний , то в багрянец мученичества до крови за веру и верность Ему! А когда жизнь с ее неудачами заставляет нас опомниться и задуматься о своей судьбе, то Христос оказывается всегда рядом и говорит нам как детям Своим: «Не бойтесь, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,

настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ



Толкование на Евангелие от Луки. Глава 4.1-15. Зачало 12

1 . Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2 . увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 . Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину.

4 . Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5 . Симон сказал Ему в ответ; Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6 . Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

А за то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов – посредством звезды, а рыбарей – посредством рыб. Заметь и кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо «просил» , разумей, вместо «умолял», и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: «по слову Твоему закину сеть» . Так Петр был тепл в вере и прежде веры!

7 . И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их, а знаками пригласил и соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить.

8 . Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9 . Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 . также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова – ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день (Рим. 13, 12 ), то апостолы, поставленные на место законоучителей, «по слову» , то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители церквей всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: «закину ли сеть» . Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: «Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал» (Иер. 16, 16 ). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами – правителей и учителей церкви последующих времен.

12 . Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Прокаженный сей достоин удивления, потому что имеет о Господе мысль, достойную Бога, и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить» . Это показывает, что он помышляет о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как ко врачу (так как проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу; ибо Ему Одному возможно исцелять от такого рода болезней.

13 . Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

Господь «прикасается» к нему не без причины. Но поскольку, по Закону, прикасающийся к прокаженному считался нечистым, то, желая показать, что Он не имеет нужды соблюдать подобные мелкие предписания Закона, но Сам есть Господь Закона, и что чистый нисколько не оскверняется от кажущегося нечистым, но что проказа душевная, именно она, оскверняет, – для сей цели прикасается, а вместе и для того, чтобы показать, что святая Плоть Его имеет Божественную силу – очищать и животворить, как истинная Плоть Бога Слова.

14 . И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести: жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.

Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим; но говорит: пойди, покажись священнику и принеси дар во свидетельство им. Ибо Закон был такой, чтобы священник осматривал прокаженных и определял, очистились ли они, и если прокаженный очистился в семь дней, он оставался внутри города, если же нет, был изгоняем (Лев. 13 ). Поэтому-то Господь сказал: ступай, покажись священнику и принеси дар. Какой же был дар? Две птицы (Лев. 14 ). Что значит: «во свидетельство им» ? Значит – в обличение их и осуждение; чтобы, если будут обвинять Меня, как преступника Закона, убедились, что Я не преступаю его, убедились из повеления тебе принести дар, заповеданный Моисеем. Кстати, можно сказать и о том, как эти две птицы приносились Богу. Одну птицу закалали, и кровь ее брали в новый глиняный сосуд; потом оба крыла другой птицы обмакивали в крови и таким образом отпускали птицу живой. Сим изображалось то, что имело сбыться на Христе. Два крыла суть две природы Христа, Божеская и человеческая, из коих одна была заклана, то есть человеческая, а другая осталась живой. Ибо природа Божественная пребыла бесстрастной, помазавшись кровью природы пострадавшей и страдание восприняв на себя. Кровь Господа принял новый глиняный сосуд, то есть новый народ из язычников, способный к принятию Нового Завета. Смотри: когда кто уже очистится от проказы, тогда достоин приносить этот дар, то есть закалать Христа и священнодействовать. Ибо прокаженный и нечистый по душе не может быть удостоен приносить такие дары, то есть приносить Тело и Кровь Господа, соединенные с Божеской природой. Внимай и тому, какое несказанное преимущество имеет Господь над Моисеем. Моисей, когда сестра его поражена была проказой, не мог уврачевать ее, хотя много молился (Чис.12,10–15 ), а Господь очистил прокаженного одним словом.

15 . Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

Блаженный Феофилакт Болгарский

Слух, о пришествии Мессии и творимых Им чудесах, все шире распространялся по всей Галилее. Каждый из приходящих ко Христу хотел ближе подойти, чтобы всмотреться в Него и не пропустить ни одного Его слова.

Так, «однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать Слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети...»

Войдя в одну из этих лодок, которая принадлежала Симону, Христос просил его отплыть немного от берега, и в таком положении начал учить народ, толпами собравшийся на побережье: так все могли видеть и слышать Учителя и Чудотворца.

«Когда же перестал учить, – говорит Евангелист, – сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова, Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб...»

Чудо поразило рыбаков, на них напал «ужас» от невероятного могущества их Учителя, одна мысль Которого, или одно, невысказанное Им вслух желание Его, – повелевает водной тварью и влечет ее в сети рыбарей.

Но можно спросить: – какова была цель этого чудотворения? Едва ли это было желание Спасителя, вознаградить бесплодный ночной труд своих первых учеников, и едва ли этой целью было только желание утвердить их веру в Себя, как Мессию. Это противоречило бы духу всех последующих чудес Христовых. Тогда что-же? – Это чудо, несомненно, являлось пророческим символом будущей судьбы Апостолов, как проповедников Царствия Божия. Оно было как бы «притчей», сказанной не столько словами, сколько примером, действием живых сил природы.

Испугавшись смысла «чуда-притчи» и почувствовав себя в присутствии Всемогущего Бога, Симон Петр в необычайном волнении, страхе и смирении, воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». И этот страх вполне соответствовал тому, что испытывал Исайя, увидев Господа, сидящего на престоле: «Горе мне, погиб я», – восклицал пророк, – «ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (). А также и тому, что писал Ап. Павел в послании к Евреям: «Страшно впасть в руки Бога живаго» ()... «Бог наш есть Огнь поядающий» (Второз. 4, 24).

Но Христос не отошел от Своего ученика и будущего Апостола, а крепче привлек к Себе таинственным обетованием: «не бойся, отныне будешь ловить человеков». После сих слов, Симон Петр и бывшие с ним сыновья Зеведеевы, «вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». С этого момента, Симон Петр и его сотоварищи-рыбаки, окончательно отказавшись от всего «своего», пошли за Христом, но, быть может, они еще и не совсем понимали загадочного смысла необычайного улова рыб.

Этот смысл вполне разъяснился им только в конце их сопутствия Христу, на берегу того же Геннисаретского озера, когда Господь, по Своем воскресении, явился рыбарям-апостолам после опять бесплодной для них ночной ловли рыбы: «Они не поймали в ту ночь ничего», – говорит Евангелист Иоанн, «а когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус...» Христос сказал им: «закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете». Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. (Ио.21, 3–6).

Здесь, как известно, Христос восстановил Апостольское достоинство Симона Петра после его отречения, предрек, как и Иоанну, конечный путь его земного служения, а в то же время, новым чудом необычайного улова рыб, – подтвердил Апостолам первоначальное пророчество и повеление «быть ловцами душ человеческих».

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5:1-11

Чудесный улов рыбы.
Антон Павлович Лосенко. 1762 г.
Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Занимаясь в Париже под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов». В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692-1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи. В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника - видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург.

Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети. Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа. http://www.nearyou.ru/losenko/ulov.html


Чудесный улов.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920)
http://www.pravoslavie.ru/guest/4736.htm


Чудесный лов рыбы.
Клавдий Васильевич Лебедев.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама